?

Log in

         Много ли вы видели фильмов, сценарии которых были написаны на основе текстов чьих-то песен? Лично мне кроме как "Across the universe"("Через вселенную"), не приходит в голову ничего. Да и то, это ж почти мюзикл, причём излишне буквально и поэтому весьма посредственно снятый. Не очень распространённая вещь такие фильмы, чего уж там. Однако, пишут что в Сараево вот-вот закончились съёмки фильма 'Balada o Pišonji i Žugi' ('Баллада о Пишоне и Жуге') и он скоро должен выйти в прокат. Всякий слышавший о сараевской группе 'Zabranjeno Pušenje' и видя название фильма да вспомнит их одноимённую песню!

          Так оно и есть - сценарий фильма написан на основе их, т.е. Забраньеног Пушенья, песен. Для того чтобы представить какова была их популярность, я просто скажу что их альбомы в 80х почитал за честь продюсировать ныне совершенно оциганившийся Горан Б. а в некоторых из них на басу играть Эмир К. (который по-правде говоря лучше бы тоже сегодня оциганился, но он выбрал путь позаковыристей). Хотя им вполне хватало и собственной славы - Джуро, Неле и Сейо помимо собственно группы, придумали лучшее юмористическое шоу во вселенной "Топ листа надреалиста" и попутно подвинули к мировой известности движение "Новый примитивизм" в котором сами достигли больших успехов.

          Каждая их песня как правило являла собой законченную историю. Ну может не каждая, конечно, но очень многие. Вот какую из них не вспомню - Zenica blues, Dan Republike, Yugo45, дилогия о Пишони и Жуге - все они с множеством куплетов, в каждой много действующих лиц, деталей и есть серъёзная (насколько это слово вообще к ним может быть применительно) драматическая структура. Пишоня и Жуга, значит...
Read more...Collapse )



        После 12 лет успешной жизни в Канаде, Неле возвращается в Белград, где он вырос. Он приезжает всего на несколько дней чтобы жениться на своей подруге Майе, которая на 10 лет его младше, и затем уехать с ней обратно. Перед свадьбой он хочет повидать друзей из своей старой и шумной компании, с которыми его когда-то связывали и дружба и любовь и соперничество. И несмотря на то что прошло уже 12 лет, как оказывается, не всё ещё осталось в прошлом и не всё можно простить и можно забыть.

        Я, признаться, не очень люблю писать о фильмах которые перевожу, потому что воспринимаю их слишком эмоционально, как наверное и любое другое кино, что мне всегда очень мешает писать какие-то стройные и оформленные вещи. К тому же когда некоторые линии сюжета пугающе похожи на твои собственные истории. Так что я не буду и браться, а лишь поделюсь несколькими впечатлениями.

      "Завтра утром" был снят Новковичем пятью годами спустя после его вполне успешных "Нормальных людей" и есть большой соблазн причислить его к очередному поколенческому фильму о тех, кому выпало взрослеть во время войн и распада общества. И хотя это отчасти так и есть, и подчас кажется что он всего лишь переместил тех героев на пять лет вперёд, но при всей похожести "Завтра утром" всё же о другом, он получился более сложным и разноплановым.
Read more...Collapse )
       Побывал я, друзья, в прошедшую пятницу на концерте "отЗвуков Му" в ярославском "Китайском Лётчике". На сеансе реликтового излучения великих коллективных русских галлюцинаций. И с тех пор у меня (точно так как описывали свои ощущения английские журналисты после прослушивания иновского "Zvuki Mu") предсказуемо произошли необратимые изменения в коре головного мозга. Решительно не знаю с чем можно было бы сравнить безумие всего происходившего, то ли с выступлением ветеранов психборьбы "Tiger Lillies", то ли с концертом неопохмелившегося Михаила Муромова в парке культуры и отдыха г. Анапы. Настолько бесполезное это дело.

      Признаюсь, раньше я совершенно по-снобски относился к разным трибьют-бендам, особенно с участниками оригинального состава. Ну какое-же там творчество, говорил я себе, какое же развитие, когда речь идёт о повторении пройденного, банальном тщеславии музыкантов и желании ещё немного заработать на воспоминаниях зрителей о самих себе же? Такие же банальные вопросы я думаю задавали себе и те, кто ходил на концерты Queen без Фредди Меркюри, T-Rex без Марка Болана (и такое бывает?!), Ноля без Палочки и Krieger/Manzarek без Джимбо.
          Однако с течением времени подкралось чувство что всё не так однозначно. Уж решайте сами, окончательно я слил протест или нет, но теперь я думаю совершенно иначе - ведь их, эти великие песни, так же как и народные, нужно постоянно исполнять, чтобы традиция продолжалась. И кому как не Мэю с Тэйлором, а также Липницкому, Хотину, Павлову, Александрову и Троицкому продолжать это делать?

Read more...Collapse )
           "Этот фильм был запрещён, поскольку он показал "распад нравственных ценностей" и заканчивался призывом "Глотай ЛСД". Текст в заставках относится к важным моментам в жизни: смерть, любовь, диктатура, и, в конце концов, глотание ЛСД"  Карпо Година.

          После вчерашнего просмотра кормановского "Трипа", в котором Питер Фонда ловит стробоскопные страхи и зависает в прачечной над стиральной машиной, меня вдруг заинтересовало - а как продвигалась психоделическая революция к востоку от кислотного рая? И если тему советского психодела и практикуемые вождями революции грибные марафоны после исчерпывающего исследования Московицы можно считать закрытой, то что происходило на других территориях почти победившего социализма по-преждему терра инкогнита для широкой публики.      
         Тщательно поискав и найдя искомое на словенских трекерах представляю вашему вниманию одну из первых попыток фиксации революции сознания в Восточной Европе - фильм известного югославского и словенского документалиста и киноэкспериментатора Карпо Годины, снятый им в 1970 году.

          При его создании он заручился участием известной люблянской экспериментальной театральной группы «Пупилия Феркеверк», оставившей след в истории благодаря развенчанию традиционного словесного театра и попытке создания театрального искусства на основании энергии бунта. Их участие заключалась в том, чтобы делать перед камерой то что придёт им в голову. Они декламируют, они смотрят прямо в объектив, они лежат в воде. Они танцуют с вениками и целуясь пьют Кока-Колу. И всё это происходит под песню "On the Boards" c одноимённого альбома группы Рори Галлахера "Taste", выпущеной в том же, 1970 году. В результате фильм практически невозможно описать, и даже фраза из буклета о том что это "страстный призыв в защиту индивидуальности и свободы" (которая безусловно правдива), не добавляет к его пониманию практически ничего. Фильм запросто можно использовать в качестве теста Роршаха, и как это и должно быть собственные интерпретации зрителя будут самыми верными, потому что также как и в графическом тесте, в нём одновременно находится и очень много и очень мало.

        Неудивительно что "Поджаренный мозг" был первым из, по крайней мере трёх фильмов Карпо Годины, запрещённых к показу. Но ирония состоит в том, что, как и все остальные фильмы, он полностью финансировался государством, и как и во многих странах народной демократии, должен был быть предварительно утверждён. И хотя на первый взгляд такая практика должна была полностью исключить появление откровенно не вписывающихся в идейное русло работ, но на практике это означало, что специальным образом подготовив сценарий и выбрав название, можно было снять практически всё, а на бумаге фильм будет проходить как пропагандистский. Я не знаю что было написано в сценарной заявке и как удалось протащить фильм с названием "Поджаренный мозг Пупилии Феркеверка"(!), но тем не менее он был успешно снят, хотя, как я уже говорил, сразу же так же успешно запрещён. Второй же уровень иронии состоит в том, что фильм в какой-то мере и является пропагандистским!!
          Так что великой заслугой Карпо Годины является то, что он не погрешил против истины, и не оказался в пропасти между своими ценностями и своим поведением. Ведь как хорошо известно что следствием такого лицемерного шизофренического способа жития становится депрессивное состояние, в котором на протяжении всех 10 минут фильма его нельзя упрекнуть ни разу.

Гопотека с телемой

     Полное экзистенциальной глубины фото безвестной восточноевропейской группы в котором прекрасно решительно всё. В каком то роде я бы даже назвал его совершенным. Полагаю что перед нами телемиты высокого уровня посвящения, практикующие сеансы тантрической музыки. И в отличие от ряженый блэкарей и паганистов это по-настоящему страшные люди, которые на пути к другому берегу не остановятся ни перед чем. А вот за кота что-то тревожно...

Dragan Nikolić (1943-2016)

       Високосный год продолжается, и уже без Драгана Николича.. В силу возраста и болезни он снимался в последние годы не так много, но харизма есть харизма, она даже в самом маленьком эпизоде. Я вот не вспомню ни одной сцены из крайне невнятного и слабого фильма Драгоевича "Святой Георгий убивает дракона" кроме той единственной, в которй персонаж Николича, пожилой священник, провожает солдат на фронт. Он появляется в кадре считанные секунды, но его оборот головы , проникающий и грустный взгляд стоят всего остального что в этом фильме есть. Он снялся у всех значительных режиссёров юго-кино: у Паскалевича ("Бочка пороха"), у Кусты ("Андеграунд"), у Марковича ("Национальный класс", "Турне"), у Боро Драшковича ("Гороскоп"), у Шияна ("Кто-то там поёт"), у Ченгича ("Роль моей семьи в мировой революции") да и вообще сложно найти тех у кого он не снимался.
        Но есть несколько фильмов которые стоят особняком. Совершенно точно не они принесли ему всенародную славу, но так же совершенно точно что именно они сделали его великим. Об каждом из них и о всех вместе (как "Мужской трилогии" или "Трилогии МДП") написал Дядя Жора, и я просто оставлю ссылки, поскольку считаю что это вообще лучшее что написано о них на русском языке.

"Мужская трилогия"

        Добавлю лишь что после просмотра "Молодого и сильного как роза" я несколько дней приходил в себя, от его невероятной энергии, от своего восторга и недостатка воздуха. И пожалуй именно в тот самый момент на почве потрясения от югославского кино у меня съехала крыша и едет до сих пор.
 
          Помимо первого календарного дня весны сегодня ещё и всемирный день кошек! В такой день не зазорно и котиков запостить, особенно когда эти кошка с котом твои собственные питомцы. Вот кому я обязан постоянными нарушениями фазы быстрого сна и ежендевной подзарядкой чувства прекрасного!
День основания РККА, а чуть позже День Советской армии - для меня даты совершенно не имеющие никакого значения, потому как симпатий к большевистской идеологии в первом случае, и какого-либо отношения к рядам второй у меня никогда не было. Чуть менее равнодушно я отношусь и к любым гендерным праздникам, к которым 23 февраля давно и неуклонно скатывается. Придумать нечто более абсурдное и чудовищное чем поздравлять тех, кто имеет одну или две Х-хромосомы только по самому своему факту рождения, надо ещё очень постараться!
    Тем не менее я считаю что праздник посвящённый защитникам Отечества очень нужен, без разницы 23 февраля он будет, или в какой-либо другой день - это не так и важно. В моём понимании День защитника Отечества должен быть посвящён всем тем, кто защищает своих сограждан от голода, холода и болезней, неграмотности и невежества. Хлеборобы, строители, повара, врачи, учителя - вот кто настоящие защитники. А солдат и офицер человек подневольный, что ему сказали то он и будет защищать, он лишь оружие в руках тех, кто эти войны планирует и осуществляет. И чаще всего мне хочется не поздравлять его, а посочувствовать.

Сегодня же кстати день рождения у Генделя! По воспоминаниям современников весьма непростого в общении человека, но гениального композитора. Так оно и бывает обычно. Не нашел на ютубе записей Ванды Ландовской, чьё исполнение считаю лучшим, но это тоже на высочайшем уровне.

        Спустя три годя, после "Ранних работ" я вернулся к наследию тайного классика югославскго кинематографа Желимира Жилника. Произошло это всецело благодаря Борису Нелепо, который курировал показ его ретроспективы на фестивалях в Лиссабоне, а также прошлогоднем питерском "Послание к человеку", на котором присутствовал и сам режиссёр. Оргомитет "Послания к человеку" организовал перевод главных фильмов Жилника для показа, и было бы очень обидно, если эти переводы так и остались бы на монтажных листах, а не в форме субтитров, доступных вместе с самими фильмами на торрент-трекерах. Не считая короткометражных "Июльских беспорядков", этот фильм стал первым среди тех, которые планировались к релизам и которые уже выложены. Чему я очень очень рад!

       Я не буду рассказывать о Желимире Жилнике и его творческом методе,  когда есть прекрасная и исчерпывающая статья в "Сеансе" самого Бориса Нелепо. Обязательно её почитайте! Особенно если вы собираетесь смотреть фильмы Жилника в первый раз. В ней с присущей ему глубиной и эрудированностью Борис рассказывает о том почему режиссура Жилника уникальна. И к этому чертовски сложно чего-то добавить.

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Kenn Wislander